Каталог по дате поступления

Тематический каталог

Каталог по авторам

Серии презентаций

Поиск по тегам

Каталоги православных сайтов

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Поиск
  Искомое.ru



Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог презентаций

Главная » Презентации » Презентации пользователей » "Свѣточъ"

Знаменитые иконописцы. Дионисий
[ Скачать (11.17 Mb) ] 20.03.2010, 12:29
Презентация из серии "Православная культура" по программе православной школы-пансиона "Плёсково" Московской области (11,1 Мв, pptх).
Можно использовать на уроках МХК, ИЗО и истории Руси.
 
Автор: "Свѣточъ"

Дополнительные адреса для скачивания: Яндекс.Диск, Облако@Mail.Ru.

Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:

Категория: "Свѣточъ" | Добавил: Звезда | Теги: МХК, ИЗО, иконография, культура Руси
Просмотров: 10085 | Загрузок: 2606 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 3
1 Звезда  
Сведений о Дионисии сохранилось немного. Известно, что он родился около 1440 г. и происходил из знатного рода. В его семье, как и в семьях многих других художников того времени, иконописание стало наследственной профессией. Вместе с Дионисием в выполнении многочисленных княжеских, митрополичьих и монастырских заказов участвовали его сыновья Владимир и Феодосий.
По своим взглядам Дионисий был близок к преподобному Иосифу Волоцкому, который являлся духовным главой направления, стоявшего за богатую и политически влиятельную Церковь. Это проявлялось в любви к искусству торжественно-праздничному, нарядно декоративному, соответствующему пышной церемониальности  церковного обряда, в многолюдности композиций Дионисия.
Но проникновенным лиризмом своего творчества Дионисий близок к сопернику Иосифа "премудрому старцу" Нилу Сорскому, учившему, что совершенного человека Бог "ангелам равно показует".
Для творений Дионисия характерны преувеличенная удлинённость пропорций персонажей, замедленность и мягкость движений. Так художник изображает одухотворенную, "очищенную" человеческую плоть.
Дионисию не свойственно столь присущее Рублеву подчинение композиции круговым ритмам. Отсутствует у него и то внимательное отношение к человеческому лицу, та любовь к его изображению, которые так характерны для А. Рублева.
Но мастер внес много нового в понимание колорита, который ни у одного из русских художников не был так богат и разнообразен.


2 Звезда  
Дионисий почти всегда сотрудничал с другими мастерами, будучи, вероятно, членом большой «дружины» иконописцев, состав которой менялся от заказа к заказу. Это крайне затрудняет выделение собственноручных работ Дионисия, поэтому, если нет точной уверенности в авторстве художника,  говорят о «мастерской Дионисия».
В 1480 – 1481 годах Дионисий возглавил артель, работавшую в главном храме Московского государства – кремлевском Успенском соборе.
Как свидетельствует летопись, его артель должна была исполнить иконы деисусного, праздничного и пророческого рядов иконостаса (не сохранились).
Со времени работы в Кремле Дионисий вошел в число ведущих столичных живописцев, а его творчество стало определять одно из главных направлений в художественной культуре эпохи.
Самая ранняя из дошедших до нас работ иконописца – датируемая 1482 г. икона «Богоматерь Одигитрия». Лики написаны мягко, без резких переходов от света к тени; плави незаметно перетекают одна в другую, что лишает лица рельефа и объема и способствует их дематериализации. Изящные полуфигуры ангелов, облаченные в бирюзово-синие, зеленые и желтые одеяния,  выполнены в тонкой миниатюрной технике и навеяны рублевскими образами.
Мастерская Дионисия создала много образов для иконостасов различных храмов.
Помимо Успенского собора Кремля, художники расписывали соборы в Павлово-Обнорском,  Спасо-Прилуцком, Пафнутьево-Боровском, Иосифо-Волоцком монастырях.

3 Звезда  
Вершиной творчества Дионисия явились росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (предположительно 1500 — 1502) Собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. В исполнении этого крупного ансамбля принимало участие много мастеров, но есть одна черта, объединяющая все иконы, – это  удивительные по своей выразительности краски, взаимно друг друга обогащающие.
Несомненно, общая цветовая композиция была задумана Дионисием, им же, вероятно, выполнены и наиболее ответственные части ансамбля Фреска «Николай Чудотворец» из собора Рождества Богородицы в Ферапонтово.
Особого внимания заслуживают созданные Дионисием житийные иконы, которые именно благодаря ему обрели ту художественную шлифовку, которая делает их выдающимися образцами древнерусской живописи. Таковы, например, иконы митрополитов Петра и Алексия, написанные для Успенского собора Московского кремля.
Иконы Петра и Алексия выдержаны в одной гамме красок – светлой и праздничной, преобладают белоснежные цвета, определяющие весь красочный строй, которому они придают особую прозрачность. Так широко белый цвет никогда не применялся в палитре русского иконописца. Мы видим в них безупречное мастерство в решении сложных композиционных задач, поразительное умение художника архитектурно упорядочить плоскость как всей иконной доски, так и каждого из клейм в отдельности.
Умер Дионисий после 1503 г. Влияние его творчества на древнерусское искусство было огромным и прослеживается до середины XVI столетия.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]