Каталог по дате поступления

Тематический каталог

Серии презентаций

Каталог по авторам

Каталоги православных сайтов

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Поиск
  Искомое.ru



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог презентаций

Главная » Презентации » Презентации пользователей » "Свѣточъ"

Знаменитые иконописцы. Феофан Грек
[ Скачать (6.73 Mb) ] 19.04.2010, 06:23
Презентация из серии "Православная культура" по программе православной школы-пансиона "Плёсково" Московской области (ppt).
 
Автор: "Свѣточъ"

Дополнительные адреса для скачивания: Яндекс.Диск, Облако@Mail.Ru.

Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:

 

Категория: "Свѣточъ" | Добавил: Звезда | Теги: МХК, ИЗО, иконография, культура Руси
Просмотров: 8532 | Загрузок: 2352 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
1 Звезда  
Сведения о Феофане Греке сохранились в письме его современника, древнерусского писателя Епифания Премудрого, к игумену Кириллу. Наиболее вероятной датой рождения Феофана Грека считаются 30-е гг. XIV столетия. На Русь он приезжает в возрасте 35-40 лет. К этому времени Феофаном было расписано уже несколько десятков каменных церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате.
Из Византии мастер перебрался в Кафу (Феодосия), а оттуда – в Новгород Великий.
Первая работа, выполненная Феофаном Греком на Руси в 1378 г., – фрески одного из замечательных храмов Новгорода Великого – церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Фрески сохранились частично.
В куполе изображен Пантократор (Христос-судия), окруженный четырьмя серафимами.
В простенках — фигуры праотцев: Адама, Авеля, Ноя, Мельхиседека, Еноха, пророка Илии и Иоанна Предтечи.
В небольшом приделе, посвященном Святой Троице (маленьком помещении на хорах, предназначенном для индивидуальной молитвы), сравнительно хорошо сохранились росписи храма: Троица, столпники и пустынники.
Можно сказать, что образы столпников и пустынников Троицкого придела представляют собой как бы различные ступени обожения, различные ступени той лествицы, о которой писал св. Иоанн Лествичник, игумен Синайского монастыря.
И на  высшей ступени Феофан изображает св. Макария Египетского, подвижника IV века, стоявшего у истоков монашества, с именем которого связывают и начало исихастской традиции
Каждому из святых Феофан Грек дает глубоко индивидуальную, сложную психологическую характеристику. Манера письма – резкая, стремительная, темпераментная.
Цветовая гамма, как правило, лаконична, сдержанна, но цвет — насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения еще более усиливают общую экспрессивность образов, в которых заложен глубокий философский смысл.


2 Звезда  
Живопись Феофана – это своеобразная и весьма яркая проповедь исихастского пути, призыв следовать ему.
«Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту", – пишет Епифаний Премудрый.
В 1392 г. Феофан Грек работает уже в Москве. С 1395 по 1405 год мастер расписал три кремлевских храма: церковь Рождества Богородицы (1395), Архангельский (1399) и Благовещенский (1405) соборы.
Кроме того, выполнил некоторые светские заказы: фрески терема великого князя Василия Дмитриевича и дворца князя Владимира Андреевича Храброго (двоюродного брата Дмитрия Донского).
Из всех этих работ сохранился лишь иконостас Благовещенского собора в Кремле, который создавался в содружестве с Андреем Рублевым и Прохором с Городца.
Феофану приписывают большинство икон деисусного ряда: "Спас", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", "Архангел Гавриил", "Апостол Павел", "Иоанн Златоуст", "Василий Великий".
В центре изображен грозный Судия – Спас, восседающий на троне; с обеих сторон к Нему подходят святые, которые молят Христа за грешное человечество.
Остроэкспрессивная манера, характерная для новгородских росписей Феофана Грека, в иконах Благовещенского собора уступила место более сдержанной трактовке образов, насыщенных огромной внутренней одухотворённостью.
Больше тепла в образе Богоматери, мягкости – в архангеле Гаврииле, спокойствия – в мудром апостоле Павле.
Кисти Феофана приписывают также иконы «Богоматерь Донская» и «Преображение», по приемам изображения близко стоящие к византийским традициям феофановского искусства.
Будучи, по словам Епифания, «книги изографом опытным», Феофан участвовал и в оформлении рукописных книг. Считается, что им были сделаны миниатюры к Евангелию Кошки.


Где художник провел последние годы жизни – неизвестно. Умер он, вероятно, между 1405 и 1415 годами, т. к. из письма Епифания Премудрого становится известным, что в 1415 г. великого живописца уже не было в живых.


Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей и оказало плодотворное влияние как на современников Феофана, так и на последующие поколения русских художников.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]