Каталог по дате поступления

Тематический каталог

Серии презентаций

Каталог по авторам

Каталоги православных сайтов

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Поиск
  Искомое.ru



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог презентаций

Главная » Презентации » Презентации пользователей » "Свѣточъ"

Святая Троица, в деяниях. Часть 1
[ Скачать (5.08 Mb) ] 01.12.2013, 17:00
Презентация о житийном типе икон "Святая Троица, в деяниях" в двух частях: иконы и клейма. Дается краткий иконографический разбор с элементами богословия (5,1 Мв, pptx).
 
Автор: "Свѣточъ".

Дополнительные адреса для скачивания:
Все презентации этого раздела можно скачать или перебросить на свои аккаунты (как по отдельности, так и архивом) из папки «Иконография» на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru

 
К слайду 1
На рубеже 15-16 веков на Руси стали интенсивно распространяться антитринитарные ереси. Полемика с еретиками и защита главных идей православия происходила не только на страницах богословских трактатов, но и в иконографии. Так появляются иконы символико-догматического характера. К их числу относятся и иконы «Святая Троица с деяниями». Предназначение этих икон было доказать Триединство Бога, особенно предвечное бытие Второй Ипостаси – Сына Божия  и Его творческое начало еще до воплощения.
При изображении Святой Троицы иконы стали писаться в притчах, олицетворяя содержания некоторых троицких стихов. В них Дух Святой представлялся в виде голубя, Сын Божий – в виде ангела с крыльями, Бог Отец - старцем. Еще тогда дьяк Иван Висковатый поднял вопрос о каноничности подобных изображений. Вопрос этот не закрыт до сих пор.
Особенно широкое распространение такие образа получили с середины 16-го века, после пожара 1547 года в Москве, когда восстанавливались храмы, и требовалось много новых икон.

К слайду 2
Иконы житийного типа имели обычно достаточно большой размер (1,5-2 м в высоту) и размещались в местном ряду иконостаса. Это позволяло воспринимать икону с двух позиций. Издали, откуда икона воспринимается как целое, клейма сливаются и превращаются в подобие венка вокруг центрального образа. Сам средник при этом не теряет связи со всей композицией иконостаса, выражающего общую молитву Церкви. Вблизи, откуда различимы подробности, прочитывается и второй, частный смысл иконы.

К слайду 3
Хотя иконы «Святая Троица с деяниями» не имеют единой иконографической схемы, они отображают одну общую идею. Промысел Божий - план устроения вселенной и судеб человеческих – показан в среднике в виде образа Предвечного Совета. Силой же, служащей воплощению Божественного плана, начиная с первого акта творения, является Единородный Сын – София, Творческая ипостась Триединого Бога. Это раскрывается в клеймах.
В основе иконографии средника лежит либо знаменитый образец прп. Андрея Рублева, получивший широкое распространение в XVI веке, либо сюжет «Гостеприимство Авраама».
Выбор сюжетов клейм, обрамляющих средник, достаточно произвольный. Иконография многих клейм восходит к миниатюрам рукописей, таких, как «Егоровский хронограф» или «Христианская топография» Козьмы Индикоплова. Помимо Библии, литературным источником для многих сюжетов послужила Толковая Палея.

К слайду 4
Полный цикл «деяний» Святой Троицы обычно включает в себя 24 наиболее важных эпизода Ветхозаветной истории: от сотворения мира до возвращения израильтян в Землю обетованную. От сюжета к сюжету составляется картина спасительного действия в мире Бога Слова – Христа-Премудрости. Перед нашим взором происходит постепенное преображение человечества, переходящее от состояния отлученности от Бога в сценах грехопадения к почитанию Закона Божия.

К слайду 5
Прочтение клейм неизбежно включает в себя центральное изображение. Спасение праведников, наказание грешников, духовное возвышение и падение людей… А в основе всего — Троица.

К слайду 6
Помимо основного назначения раскрыть и утвердить Троичность Бога через ветхозаветные прообразы, клейма имеют поучительный, морализирующий характер.

К слайду 11
Некоторые иконы содержат в клеймах не только ветхозаветные сюжеты, прообразующие жертвенную миссию Христа Спасителя, но и события Нового Завета, как исполнение обетований. Таким образом составляется полная картина спасительных действий в мире Сына Божия до воплощения, по воплощении и после Своего Вознесения.

К слайду 12
Другие иконы содержат в клеймах только сцены «хождения» Троицы: приветствие и омовение ног, закалывание теленка и приготовление угощения, прощание, посещение ангелами Лота, гибель Содома, спасение Лота и его дочерей; жертвоприношение Авраама.

К слайду 14
В правление Бориса Годунова изображения «деяний» появились и у образа «Живоначальной Троицы» письма прп. Андрея Рублева, который был украшен особым киотом с затворами. Как сообщалось в описи монастыря 1641 г.: «у киота затворы на четырех цках, на них писано троицкое деяние, обложен серебром басмою, венцы резные, подписаны на финифте, а поставлены те затворы на левой стороне от церковных северских дверей с краю, а к образу живоначалные Троицы ставятся на время». Киот был разобран в 1777 г. и до настоящего времени от него уцелели лишь затворы с «деяниями».

К слайду 15
С конца 16-го века появляются иконы развернутого извода со сценой гостеприимства Авраама и деяниями Троицы. Житийные сцены стали размещать не в клеймах, а внутри средника. Композиция таких икон разбита на две практически равных части. В нижней части обычно помещается  изображение Святой Троицы, дополненное сценой гостеприимства Авраама. В верхней части представляются сцены «хождения» Троицы.

К слайду 16
Ряд последовательных картин евангельских событий, разбиваемых ранее на отдельные клейма, теперь трактуют одной сплошной запутанной композицией, где многочисленные фигурки пестреют на пейзажном и архитектурном фоне. Такая многослойность содержания, дробящая изображение на мелкие части, лишает икону цельности и, тем самым, приводит к утрате связи с иконостасом. Икона становится картиной, требующей детального рассмотрения.

К слайду 17
Особенно широкое распространение подобные иконографические изводы получают во второй половине 17-го века.

К слайду 18
Для восточного христианства с его изначальным метафизическим умозрением икона - это свидетель истины и присутствия в мире Христа и святых, изобразительно выраженная молитва к ним. Предназначение ее не доказывать что-либо, а располагать к осмыслению и размышлению, возводя сознание  к небесной высоте. И даже при наличии житийной рамы со вполне осязаемыми земными событиями в православной иконе отсутствовали повествовательные и моралистические моменты. Потому что реализм православной иконы заключается не в точном воспроизведении земных подробностей, а в изображении самой сущности происходящего.
Для западного христианства, схоластический путь которого привел к разделению веры и разума, роль образа ограничивается защитой христианского дела - он должен активно воздействовать на человека: возбуждать, учить и развлекать. Поэтому для католической живописи характерно стремление к зрелищности и наглядной убедительности.
Проникновение в традиции русской православной иконописи характерных для католицизма ориентиров постепенно к 18-му веку приведет иконописание к упадку и превратит икону в увлекательную красочную иллюстрацию, которая мало что говорит сердцу, и из которой зритель будет вычитывать и узнавать богословское учение.
 
Категория: "Свѣточъ" | Добавил: Звезда | Теги: Пресвятая Троица, иконография
Просмотров: 3436 | Загрузок: 465
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]