Каталог по дате поступления

Тематический каталог

Каталог по авторам

Серии презентаций

Поиск по тегам

Каталоги православных сайтов

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Поиск
  Искомое.ru



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог презентаций

Главная » Презентации » Презентации пользователей » "Свѣточъ"

Проблема полноты передачи троичного догмата в иконах
[ Скачать (3.15Mb) ] 29.05.2011, 10:25
В презентации проводится сравнительный анализ икон "Новозаветная Троица" и иконы прп. Андрея Рублева "Троица" (3,1 Мb, pptх).
 
Автор: "Свѣточъ"

Дополнительные адреса для скачивания:
Все презентации этого раздела можно скачать или перебросить на свои аккаунты (как по отдельности, так и архивом) из папки «Богословие иконы» на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru

Категория: "Свѣточъ" | Добавил: Звезда | Теги: Пресвятая Троица, иконография
Просмотров: 1579 | Загрузок: 440 | Комментарии: 7
Всего комментариев: 7
1  
Слайд2. Икона создается в молитве и радимолитвы, движущей силой которой является любовь к Богу.
Слайд3. Как одна из форм проповедиЕвангелия, как свидетельство Церкви о Боговоплощении, икона есть составная
часть Богослужения так же, как и церковное пение, архитектура, обряд.

Слайд 4. Своими корнями икона уходит вевхаристический опыт Церкви и неразрывно связана с уровнем церковной жизни.
Когда этот уровень высок, то и церковное искусство на высоте.

Слайд 5. Когда церковная жизнь ослабеваетили наступают времена упадка духовной жизни, - тогда падает и церковное
искусство.

Слайд 6. На икону перестали смотреть какна богословие в красках, даже не подозревают, что она может искажать вероучение
так же, как и слово.

Слайд 7. Икона стала просто иллюстрациейпразднуемого события, поэтому и не важно, какова ее форма, потому у нас всякое
изображение, даже фотографическое, почитается как икона.

Слайд 8. В иконе при помощихудожественных средств передаются основные догматы христианства – о Святой
Троице, о Боговоплощении,  о спасении иобожении человека.

Слайд 9. Вопрос об изображении Бога Отцаимел место уже на Седьмом Вселенском Соборе. И суждения, высказанные св.
Иоанном Дамаскиным и св. Феодором Студитом, великими защитниками почитания
икон, отклоняют изображение Бога Отца.

Слайд 10. Св. Иоанн Дамаскин говорит:"Мы не изображаем Господа Отца потому, что не видим Его, если бы мы видели
Его, то и изображали бы".

2  
Слайд 11. В  1551 г. в России на Стоглавом Соборе рассматривалась грамота, составленная дьяком Иваном Михайловичем Висковатым, в которой он подвергает сомнению допустимость изображений Бога Отца.
Слайд 12. Дьяк Висковатый представил перечень икон, содержавших изображение Бога Отца, и требовал их изъятия из церковного обихода, но не был признан правым, и ходатайство его было отклонено.
Слайд 13. Однако Стоглавый Собор определил в 43-м правиле принципиальную неизобразимость Божества. Бог изображается по плоти только в лице Иисуса Христа, родившегося от Приснодевы Марии. Во всех остальных случаях художники поступают по"самомышлению".
Слайд 14. Отцы Собора предлагали иконописцам следовать канону Андрея Рублева, изобразившего Святую Троицу, не выделяя никого из ангелов ни крестчатым нимбом, ни надписями, создавая тем самым неипостасный образ Святой Троицы.
Слайд 15. В 1655 г. Великий Московский Собор совершенно отвергает изображение Бога Отца, делая исключение лишь для изображений Апокалипсиса, где полагает изображение Бога Отца допустимым «ради тамошних видений» Его в образе Старца, Ветхого денми.
Слайд 16. В Церкви Греческой образ Новозаветной Троицы был запрещен Священным Синодом Константинопольской Церкви в 1776 году: "Соборно постановлено, что эта якобы икона Святой Троицы является новшеством, чуждым и не принятым Апостольской Кафолической Православной Церковью. Она проникла в Православную Церковь от латинян".
Слайд 17. Как образ Троицы, композиция эта не имеет оснований ни в пророческих видениях, ни в Откровении вообще. Она представляет собою сочетание пророческого видения, изъясняемого произвольно как видение Бога Отца, образа воплотившегося Сына в виде Еммануила и изображения одного из явлений Духа Святого.
Слайд 18. Все пророческие видения святыми отцами толкуются как видения Бога без различия лиц, ибо ипостасное различение в Боге возможно только после воплощения. Св. Кирилл Александрийский пишет: "Что значит "достиг Ветхого денми" - пространственно ли? Это было бы невежество, потому что Божество не в пространстве, а все исполняет. Что же значит "достиг Ветхого денми"? Это значит, что Сын достиг славы Отца" (Дан. 7.13).
Слайд 19. Другими словами, все три образа вырываются из своего прямого контекста и искусственно соединяются как образ Святой Троицы с соответствующими наименованиями: Отец, Сын и Дух Святый.
Слайд 20. Посещение Авраама тремя ангелами также не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь пророческим видением этой тайны. И в иконе Рублева предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы.

3  
Слайд 21. Основные качества, которыми обладает Троица по учению Церкви:

1. Триединость
2. Единосущность
3. Нераздельность
4. Соприсносущность
5. Специфичность
6. Взаимодействие
7. Святость
8. Живоначальность.

4  
Слайд22. ТРИЕДИНОСТЬ показана в обеих иконах в принципе одинаково — изображены совместно три Лица Троицы.
Слайд23. У Рублева триединость подчеркнута еще и тем, что у ангелов нимбы одинаковы и не надписаны и остается лишь гадать, какой ангел кого представляет. Тем самым подчеркивается, что здесь изображена Троица Монада, а не три Лица отдельно друг от друга.
Слайд24. На «Новозаветной Троице» Лица изображаются по-разному и имеют разные нимбы: Отец — восьмиконечный, Христос — крещатый,Святой Дух — обычный. В этом можно видеть своеобразный способ выполнить запрещенное — надписать нимбы у Лиц Троицы.
[size=9]Слайд25
. ЕДИНОСУЩНОСТЬ передана у Рублева предельно просто: три изображенных ангела совершенно однотипны. Между ними нет никаких видимых различий, и этого оказывается достаточно для возникновения ощущения единосущия.
Слайд26. Второе Лицо в виде Христа допустимо. Отец в виде пожилого человека - нарушение догмата иконопочитания, поскольку Отец никогда не воплощался в человека. Святой Дух не голубь и может изображаться в виде голубя, по определению Большого Московского Собора, лишь на иконе "Крещение".
Слайд27. К тому же передача единосущности здесь нарушена. Если о единосущности изображенных в виде людей Отца и Сына еще можно говорить, то единосущность человека и голубя вызывает естественное сомнение.
[font=Calibri]Слайд28. Здесь выражаются основные положения филиоквистского богословия: Дух Святой есть «связь любви» между Отцом и Сыном («Сопрестолие»), или исхождение Его от Отца и Сына «как от единого начала» («Отечество»).
Слайд29. Бог Отец в образе старца поглощает Своими величественными очертаниями изображения Сына и Духа Святого. И Дух Святой, изображенный в виде голубя, безмерно умален относительно первого и второго Лица. Получается изображение Троицы, устремленной как бы внутрь Самой Себя, в которой достоинство Лиц последовательно умаляется.

5  
Слайд 30. НЕРАЗДЕЛЬНОСТЬ у Рублева выражена тем, что ангелы объединены престолом с жертвенной чашей, символом евхаристической жертвы. Именно евхаристия объединяет людей в Церковь, поэтому нераздельность уместно передать именно так.
Слайд 31. Что касается "Сопрестолия", то совместное расположение Отца и Сына на сопрестолии в очень слабой мере и говорит о нераздельности, но витающий в воздухе голубь явно независим от Отца и Сына.
Слайд 32. СОПРИСНОСУЩНОСТЬ связана с неизменностью бытия Троицы во времени, а время изобразить невозможно. И тем не менее Рублев и здесь сделал то, что было возможно. У него все три ангела, условно говоря, "одного возраста". А композиция, линия, цвет создают ощущение тишины, покоя и остановки времени.
Слайд 33. И кажется, что три ангела сидят и беседуют бесконечно долго и столь же долго будут продолжать сидеть здесь. Они находятся вне суетящегося и спешащего мира людей — они в вечности. Находящееся же в вечности существует всегда – оно присносущно.
Слайд 34. Показав Отца старым, а Сына более молодым человеком, икона дает право предполагать, что было время, когда Отец уже существовал, а Сын еще нет, что противоречит Символу веры.
Слайд 35. У Рублева СПЕЦИФИЧНОСТЬ показана весьма просто: у ангелов различны позы, на них различные одеяния. Но простота эта позволяет одновременно достигнуть того, что специфичность не бросается в глаза. Лица различаемы, но по сути неразличны, как и учит Церквь о Троице.
Слайд 36. Специфичность Лиц показана излишне подчеркнуто, в ущерб единосущности— все они имеют совершенно различный облик.

6  
Слайд 37. Рублев не изображает непостижимое — рождение и исхождение. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Лиц передано у него в виде безмолвной беседы ангелов. Их позы и жесты говорят о любви, связывающей Лиц в Единство.
Слайд 38. Взаимодействие Лиц изображено, как и у Рублева, но ослабленно — в виде беседы Отца и Сына, в которой Святой Дух (голубь), конечно же, участия принимать не может.
Слайд 39. Композиция икон говорит о стремлении показать неизобразимое - рождение Сына от Отца и делается попытка показать исхождение Святого Духа.
Слайд 40. Медальон со Святым Духом — голубем — держит в руках Сын, а его самого — Отец, и это свидетельствует о том, что икона ближе к искаженному католиками Символу веры, согласно которому Святой Дух исходит от Отца и Сына, чем к православному никео-цареградскому Символу, по которому Святой Дух исходит только от Отца.
Слайд 41. На предвечное рождение обращено главное внимание Великого Московского Собора. "Сын не воплоти родися от Отца прежде веков", и слова пророка Давида "из чрева прежде Денницы родих Тя" означают рождение не плотское, но "неизреченное и непостижимое".Рождение есть передача природы родителя рожденному; поэтому рождение по Божеству Сына так же неизобразимо, как и Сам Отец. Здесь мы сталкиваемся с новым противоречием учению Церкви.
Слайд 42. СВЯТОСТЬ Троицы подчеркивается нимбами у трех Лиц, тем, что они изображены в виде ангелов, и, кроме того, тем, что на втором плане иконы, справа, показана гора, воплощающая и символ святости.
Слайд 43. Святость Лиц выражена через нимбы.
Слайд 44. ЖИВОНАЧАЛЬНОСТЬ характеризует древо жизни, находящееся за средним ангелом. Такой вид принял у Рублева мамврийский дуб, в тени которого Авраам потчевал Троицу.

7  
Слайд 45. Чин освящения, принятый в Русской Церкви, знает четыре троичных иконы: одну ветхозаветную и три новозаветных (Крещение, Преображение и Пятидесятницу).
Слайд 46. Причем только при освящении иконы Ветхозаветной Троицы поется стихира "Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся". При освящении других троичных икон поются тропарь и кондак соответствующего праздника. Хотя события эти и были проявлениями Святой Троицы в мире, но образа Троицы они не представляли.

ЛИТЕРАТУРА:
Языкова И.К. Богословие иконы. 1995 г.
ЯзыковаИ.К. Иконография Святой Троицы.
Удот В.И. Религиоведение, философия, богословие.
Инок Григорий (Круг). Мысли об иконе.
Прот.Павел Великанов. Отблески троичности в современном мире.
Стародубцев О.В. Церковное искусство Русской Церкви с крещения до наших дней.
Раушенбах Б.В. Пристрастие. «… Предстоя Святей Троице».
Успенский Л.А. Богословие иконы.
Еп. Илларион, Венский и Австрийский. По образу и подобию.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]