Каталог по дате поступления

Тематический каталог

Каталог по авторам

Серии презентаций

Поиск по тегам

Каталоги православных сайтов

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Поиск
  Искомое.ru



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог презентаций

Главная » Презентации » Презентации пользователей » Закутская Н.Д.

Икона и иконостас
[ Скачать (4.06Mb) ] 21.10.2013, 12:27
Красочная презентация к уроку ОПК № 18 (4 класс) "Икона и иконостас" по учебнику А.В. Бородиной (4,1 Мв, pptx).

Автор: Закутская Н.Д., учитель начальных классов МОУ «Красногороденская ООШ».

Дополнительные адреса для скачивания:
Все работы Закутской Натальи Дмитриевны можно скачать или перебросить на свои аккаунты (как по отдельности, так и архивом) на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru

Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:

Всё, что нам дорого, мы бережно храним, ухаживаем и с особым усердием украшаем. Вообще, люди украшают всё, что любят.
С каким удовольствием, например, к Рождеству Христову мы наряжаем рождественские ёлки и к Светлому Христову Воскресенью праздничный вид придаём храмам и своим домам.
А красный угол в христианском жилище традиционно - самое красивое место, потому он и называется «красным», ведь в старину слово «красный» употреблялось в значении «красивый».
Сохранился целый ряд устойчивых словосочетаний: Красная площадь, красна девица, красный угол.
Красный угол был в каждом русском доме. Здесь стояли иконы, или образа, как говорили на Руси. Для этого делались специальные красивые полки - божницы, и на них ставили иконы, перед которыми висели лампады.
Иконы хранили и передавали по наследству, ими благословляли мужчин, отправлявшихся на войну; молодожёнов, вступавших в брак; будущих иноков, уходивших в монастырь, чтобы совершать там молитвенный подвиг за всех живущих на земле.
За стол никогда не садились, не помолившись перед иконами, просыпаясь утром, обращались к образам, и первые слова были - молитва, вечером перед сном - опять же к иконам с молитвой.
Входя в храм, мы видим, что он весь украшен иконами. Именно украшен, так как красота в христианском понимании - это, прежде всего, святость, и храм Божий поэтому должен быть украшен ликами и изображениями духовных подвигов святых.
Однако для украшения самих икон и храма используется и внешняя красивость, но она лишь сопровождает и обрамляет святость, представленную на святых иконах. Это как бы продолжение благодарственных молитв христиан: ведь благодарить Господа можно не только словами на молебнах или в домашних молитвах, но и трудами, поступками, искусством.
У православных людей сложилась традиция украшать иконы красивыми, дорогими окладами, как бы подчёркивая, что всё ценное, в том числе и материальное, - от Бога и принадлежит Богу, а таланты человеческие должны служить Ему и прославлять Его.
Иконы - это и образ Бога или святого, и окно в духовный мир. Икона действительно открывает верующему человеку окно в духовный мир, потому что Господь и святые, изображённые на иконе, пребывают в духовном мире, в вечности.
Глядя на икону, православный человек, знающий о событиях, изображённых на иконе, или о судьбе этой иконы, мысленно оказывается в мире ином, вечном, духовном, в котором происходит спасение человечества и самого этого человека.
Находясь в храме, в окружении икон, человек может через молитву заглянуть в любое из этих окон, и образ святого открывает окно.
Алтарь, символизирующий рай, закрыт от нефа (средней части храма) большой перегородкой с иконами. Это иконостас. На нём рядами, ярусами (или чинами) в определённом порядке расположены иконы.
Иконостас загораживает алтарь, где происходит великое таинство Евхаристии, но имеет много икон - окон в духовный мир и рассказывает о событиях, происходивших давно-давно и послуживших всеобщему спасению.
Самый верхний ярус иконостаса называется праотеческим, потому что здесь представлены праотцы Ветхого Завета от Адама.
Ярус, находящийся ниже, называется пророческим, на нём мы видим пророков Ветхого Завета, обращённых к Пресвятой Богородице на престоле с Младенцем в центре иконостаса.
Под этим чином располагается праздничный ярус, на котором изображены главные православные праздники.
Ещё ниже находится Деисис, что значит «моление». Центральная икона здесь - Господь Вседержитель, к Нему обращены в молитве Богоматерь (слева), Иоанн Предтеча (справа), а за ними - архангелы и все апостолы Христовы. Пресвятая Богородица и Иоанн Предтеча являются святейшими представителями человеческого рода, а молитва их - совершенной, поэтому изображение моления к Господу Богородицы и Иоанна Предтечи представляет собой образец совершенной молитвы.
Нижний ярус - это местный ряд. Здесь в центральной части расположены Царские врата, справа от них находится икона Спасителя, а слева - Божией Матери. Царскими вратами эти двери называются Господь, Царь Славы. Рядом с иконой Христа обычно помещают храмовую икону - на ней изображён святой или событие, которому посвящён храм. Иногда икона Спасителя здесь заменяется иконой Святой Троицы.
Икона Тайной Вечери над Царскими вратами напоминает о Евхаристии.
На Царских вратах изображается Благовещение (Архангел Гавриил на левой створке, Дева Мария - на правой), а ниже - образы четырёх евангелистов, записывающих Евангелие.
Такая композиция напоминает о том, что вход человечества в рай был открыт Спасителем, Благую весть о рождении Которого принёс Богородице Архангел Гавриил, а всему человечеству передали евангелисты Матфей, Лука, Марк, Иоанн.
Лики на иконостасе обращены к центру, где находится Сам Господь, либо к молящимся в храме.
Когда во время богослужения открываются Царские врата, в алтаре виден престол.
Престол, за которым находится запрестольный образ, представляющий обычно Воскресение Христово или Христа Спасителя на царском троне.
Другие врата, северные и южные, имеют изображения архангелов Гавриила и Михаила или первых диаконов и называются диаконскими, потому что через них обычно проходят диаконы и алтарники.
Священники во время богослужения символически изображают Христа, поэтому проходят через Царские врата.
Несмотря на то, что все храмы устроены и украшены по определённым правилам, каждый храм имеет свой неповторимый образ и снаружи, и внутри, а в малых храмах бывают и неполные иконостасы.
Завершает иконостас образ Голгофы  - крест с распятым на нем Спасителем.

Категория: Закутская Н.Д. | Добавил: Звезда | Теги: опк, культура Руси, иконография
Просмотров: 3784 | Загрузок: 1307
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]