Каталог по дате поступления

Тематический каталог

Каталог по авторам

Серии презентаций

Поиск по тегам

Каталоги православных сайтов

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Поиск
  Искомое.ru



Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог презентаций

Главная » Презентации » Презентации пользователей » Закутская Н.Д.

О чем поют колокола
[ · Скачать (58 Мв) ] 02.01.2014, 17:49
Презентация к уроку ОПК № 26 (4 класс) "О чем поют колокола" по учебнику А.В. Бородиной + аудиофайлы и клип «Малиновый звон на заре» (58 Мв).
Дети прослушают различные виды колокольных звонов, а в конце урока для релаксации можно прослушать клип «Малиновый звон на заре». Для усиления впечатлений дети смогут прочитать стихотворения о колокольном звоне.

Автор: Закутская Н.Д., учитель начальных классов МОУ «Красногороденская ООШ».

Файл хранится на Яндекс.Диске.

Дополнительные адреса для скачивания:
Все работы Закутской Натальи Дмитриевны можно скачать или перебросить на свои аккаунты (как по отдельности, так и архивом) на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru

Я бы перед каждым колокольным боем
Духом собирался, как у алтаря.
Воскреси хорошее, погаси плохое,
Друг мой, медный колокол, в сердце у меня.

Церковные звоны в России стали народным искусством. Каждая колокольня с колоколами представляет собой неповторимый музыкальный инструмент. А звонарь – уникальный исполнитель. Немало на русской земле виртуозов-звонарей, владеющих вдохновенным искусством колокольного звона. Они передают свои исполнительские навыки и умения другим музыкантам. А те прибавляют свое вдохновение, свои музыкальные открытия и опыт и, в свою очередь, стараются передать новым ученикам, полюбившим это удивительное, сложное, но очень важное искусство.
Особенно любимы в народе большие колокола, они сами  и их звон производят сильное впечатление. О колоколах сложилось много  легенд. Сохранились наблюдения, что под колокольней  не  живут крысы, что колокольный звон способствует выздоровлению, заживлению ран. И научные подтверждения по этому поводу народ не интересуют. Поскольку веками проверено, что нет целительней и полезней для человека внутренней душевной гармонии, состояния любви, всепрощения. Вознесения мыслей от обыденных проблем к своему главному идеалу – Христу, а к этому и призывает колокольный звон.
Сохранилось название – красные колокола.   Им наделяли самые красивые (по звуку), благозвучные, у которых звон «красный» - тоже в значении «красивый», усладительный, радостный. Есть, например, в Москве, в Никольском переулке, храм Святителя Николая под названием «Красный звон» - это название говорит об особых, красных колоколах, которые были при этом храме.
Красных колоколов немало по России, ног лучшими по тону признаны ростовские колокола. Со всего мира приезжают сюда послушать знаменитую колокольную музыку. Хороши в Ростове Великом не только колокола. Замечательна и сама колокольня, от устроения которой также во многом зависит звон. Исторические ростовские колокола: Сысой, Полиелейный, Лебедь, Ясак, Голодарь, Баран, Козел, Красный. Тринадцать колоколов здесь располагаются в одну линию, а звонари становятся на колокольне так, чтобы видеть друг друга и согласовывать с другими звонарями свое участие в музыкальном ансамбле.
На Пасху, после праздничного богослужения, позволялось всем желающим подниматься на колокольню и звонить в колокола сколько хочется. Радости детворы не было предела, да и почтенные уважаемые люди в городе не упускали такого случая.
Другой замечательный русский город также прославился своим колокольным звоном, даже звенящее имя его – Звенигород, – впитало звоны. И на гербе города, учрежденном в 1883 году, разместился колокол, ставший символом Звенигорода.
Когда говорят о звенигородских звонах, имеют в виду прекрасный ансамбль колоколов звонницы Саввино-Сторожевского монастыря.
Еще в начале XVIIвека царь Михаил Федорович пожаловал монастырю три колокола, которые и открыли историю звенигородского колокольного звона. Во второй половине XVII века по указу царя Алексея Михайловича Саввино-Сторожевский монастырь заново отстраивался, и тогда на его Соборной площади поднялась пятиярусная звонница, увенчанная шатрами и прорезанная арками. Знаменитый путешественник XVII века Павел Алеппский писал, что «своей красотой, архитектурой и стройкой» звонница превосходила колокольни столицы.
В звенигородском ансамбле со временем было собрано много колоколов. Сюда прибыл и шестнадцатипудовый колокол, отлитый на Московском Пушечном дворе двадцатилетним юношей Александром Григорьевым, о работах которого говорили, как о «чуде, превосходящем силы человеческие».
Совсем недалеко от звонницы, на территории  монастыря, долгое время сохранялись следы от колокольной ямы, в ко торой в 1667 – 1668 годах был отлит тот самый исторический колокол, который стал символом города Звенигорода – Благовещенский тридцатипятитонный колокол. Он был отлит всего за 130 дней под руководством того же юного пушечного и колокольного мастера Александра Григорьева. Триста лет благовестил этот колокол и погиб в 1941 году во время Великой Отечественной войны.
Здесь оказался и колокол под названием Пленный Голландец, взятый в качестве трофея после освобождения Смоленска в 1654 году.
В 1792г. и 1831г. появились в монастыре богато украшенные орнаментом колокола с изображением преподобного Сергия Радонежского.
В России каждый христианин различал язык колокольных звонов. При всем разнообразии колокольных ансамблей в православной культуре соблюдается определенный порядок колокольных звонов. Различают два основных вида церковных звонов: благовест (призыв, которым прихожане созываются на службу) и собственно звон (звон во все колокола или несколько колоколов).
Благовест звонят в один колокол. Его звонят к утрени, вечерни и к часам перед Литургией. Строится благовест так: три редких удара, медленных и протяжных до полного угасания звука, затем идут удары более короткие, в них как бы слышен призыв: «К нам…к нам…к нам…»
В колокольных ансамблях, где несколько больших колоколов, обычно бывает несколько благовестников.
В главные двунадесятые праздники звонят благовест в самый большой колокол: он звонит торжественно, празднично, долго, до сотни и даже более ударов и разносится далеко-далеко вокруг. Раскачивая огромный, тяжелый язык самого большого колоколов, звонарь (а иногда и несколько звонарей) бьет поочередно то в один, то в другой край колокола.
К торжественным Литургиям – воскресным и праздничным – за благовестом начинается собственно звон, в котором используется четыре вида звона: перезвон, перебор, двузвон, трезвон.
Перезвон – это поочередные удары в каждый колокол по одному или несколько ударов в каждый колокол, начиная с большого до самого малого, так несколько раз. Перебор – медленный звон поочередно в каждый колокол, начиная с малого до самого большого. После удара в большой колокол ударяют во все колокола вместе сразу, так повторяется много раз. Двузвон – это звон во все колокола дважды, в два приема, совершается на Всенощном бдении. А трезвон совершается на Всенощном бдении и Литургии.
В особенно торжественных случаях благовест переходит в перезвон, а перезвон – в трезвон.

Друг мой, медный колокол, нету мне покоя,
На Земле так многим одиноко жить.
Нам сыграть суметь бы что-нибудь такое,
Чтобы нашим звоном всех объединить.
Чтоб стоять могла в бескрайнем русском поле
Колокольня, как маяк,
Чтоб людские души плакали и пели,
Так же, как поет моя!
Колокол, а вот бы нам до неба дозвониться!
Вот бы всю вселенную звоном обогреть.
Может быть, за это что-нибудь простится,
Может, сами ангелы захотят подпеть?
Игорь Растеряев

Категория: Закутская Н.Д. | Добавил: Звезда | Теги: колокола, опк, МХК, культура Руси, музыка
Просмотров: 3518 | Загрузок: 1433
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]